В Киеве прошел семинар «DSLR съемка и монтаж», организованный интернет-журналом Broadcast.Telekritika.
Тема съемки фототехникой очень актуальна в последнее время и открывает новые возможности и для киноиндустрии, и для производства телеконтента.
Об опыте съемок телепрограммы на фотоаппараты Canon EOS 7D и Canon EOS-1D MkIV рассказали шеф-редактор и оператор-постановщик проекта «Наши», который выходит на телеканале «Интер». Наталья Гуменюк и Александр Ковтун наглядно продемонстрировали качество изображения, снятого на DSLR-камеры, рассказали о преимуществах подобной съемки и трудностях, которые возникают в их работе, о монтаже и постпродакшне в целом, а также о том, как зарождалась идея программы.
Тревел-проект «Наши» выходит на «Интере» с 19 февраля этого года (производство студии «07 Продакшн»). Съемочная группа находит и знакомится ближе с украинцами, которые по разным причинам покинули нашу страну и стали успешными там, где их никто не ждал. К концу мая творческая группа проекта подготовит 14 выпусков программы из Норвегии, Италии, Испании, Бразилии, Аргентины, Парагвая, Индии, Таиланда, ПАР, ОАЕ, Китая и Кубы.
На семинаре «DSLR съемка и монтаж» молодая команда показала аудитории выпуск, посвященный украинцам в Таиланде.
Шеф-редактор проекта «Наши» Наталья Гуменюк рассказала о съемочной команде и о том, как зарождалась идея: «У нас небольшая съемочная группа – в целом над проектом работают девять человек, учитывая ведущих, операторов, режиссеров, журналистов и так далее. Мы считаем, что «Наши» – не только тревел-программа, здесь есть и социальные элементы, и развлекательные. На данный момент мы отсняли уже 13 выпусков (хронометраж каждого 33 минуты), остался последний.
У нас полный продакшн и очень короткий производственный процесс, полностью мы отсняли и смонтировали 11 программ, которые вышли в эфир – за полгода, согласитесь, это очень короткие сроки для такой небольшой команды.
Мы знаем, что сейчас многие продакшн-компании снимают на DSLR, но это в основном постановочное видео, мы же воспроизводим живое общение, этим мало кто занимается. У нас много объективов, другой аппаратуры, но мы можем быть более мобильными, чем те, кто работает с большими и тяжелыми видеокамерами».
Александр Ковтун – режиссер, оператор-постановщик и монтажер некоторых выпусков проекта «Наши» – рассказал, что программа снимается на два фотоаппарата, но команда практически не использует никаких штативов, также нет дополнительного освещения, в случае надобности настройка изображения производится с помощью монтажных программ Vegas, Avid или Final Cut, весь видеоматериал записывается на карты памяти, после чего производится переписывание на компьютер.
Александр ответил на вопросы присутствующих.
Вопросы и ответы
- При подобных съемках всегда возникает проблема со звуком. Как вы справляетесь с ней?
- У нас есть портативный рекордер Edirol и петлички для всех, кто присутствует в кадре, поэтому проблемы со звуком не возникали.
- А как вы настраиваете свет?
- Фотоаппараты тем и хороши, что дополнительный свет не нужен в принципе. На каких-то синхронах используем, но это редко случалось. Всю цветокоррекцию я произвожу вручную, с помощью профессионального редактора Vegas Pro 10. Эта программа хорошо работает с файлами .mov, и тоже никаких особых проблем.
- Какая у вас система обвеса?
- На начальном этапе мы закупали риги и стедикамы, но отказались от них. Иногда мы используем штатив, это очень удобно: поставил, руки свободны, можно снимать. Чаще всего просто снимаем с рук.
- Какова частота кадров?
- Используем частоту 25 кадров в секунду.
- Какие объективы вы предпочитаете в съемке?
- Мы используем объективы Сanon, работаем, например, с 24-105L со стабилизатором и 16-35L, хотя я очень люблю объективы Nikon. Также используем поляризационный фильтр и градиент. Каждый объектив дает свой цвет, и с этим бывают сложности, но все ровняется в редакторе.
Аудиторию интересовала и творческая сторона работы над проектом «Наши». На вопросы ответила шеф-редактор программы.
- Как вы находите героев вашей программы?
- По-разному. Есть знакомые, знакомые знакомых, интернет, посольства, форумы, социальные сети, газеты. Каждый раз это какой-то новый источник.
- Вы общаетесь с ними заранее?
- Да. Мы пытаемся максимально общаться до съемок, но люди бывают разные, кто-то идет на активный контакт перед съемкой, а кто-то нет. Есть еще такой нюанс: ты можешь поговорить с человеком, познакомиться, но по приезде оказывается, что он совсем не такой, неинтересен и скован. Бывает и наоборот.
- А как вы продавали программу?
- Нам повезло, у нас изначально была поддержка канала и очень четко прописанный детальный проект. Мы начали работать над программой без съемок в мае-июне и три месяца занимались тем, что расписывали каждую деталь, для того чтобы канал подтвердил свою долю, и чтобы нами заинтересовались спонсоры.
- Кто автор идеи?
Нас двое: Аня Елисеева, ведущая «Наших», и я. Идея зародилась во время работы над проектом БУМ (телеканал «Интер»), участники которого ездили за границу на съемки – тогда Аня подумала, почему бы не снять тревел-шоу о том, как украинцы живут за границей и достигают там успеха.
- Расскажите о рейтинге вашего проекта.
- Я не могу сказать, что сейчас у нас большая поддержка канала, мы фактически выходим без анонсов, но рейтинги нас устраивают. Что касается аудитории, то она разная, в основном, моложе, чем остальная аудитория телеканала.
- Будете ли вы на другом канале в новом сезоне?
- Мы этого пока не знаем.
Продолжение
Команда также поделилась основными преимуществами работы с DSLR-камерами. Александр Ковтун отметил: «Видеокамеры стоят очень дорого, а у нас ограниченный бюджет. Я и раньше снимал видео на фотоаппараты, и оно меня более чем устраивало. Именно поэтому мы попросили дать нам возможность работать с DSLR».
«К тому же проблем при съемке за границей меньше, ведь не секрет, что с фотоаппаратом пускают практически в любое помещение, а вот с камерой – нет, – добавила Наталья Гуменюк. – Мы, конечно же, полностью аккредитованы и ездим за границу спокойно, но основная прелесть фотоаппарата в том, что если за точку с большой камерой нужно платить (например, при съемке в храмах, ресторанах, у Китайской стены), то с фотоаппаратом намного легче, мы можем избежать многих трудностей.
Еще один плюс в том, что нашим героям психологически легче, несмотря на то что есть два оператора и большая съемочная группа, человеку спокойнее сниматься на маленький фотоаппарат, чем на большую видеокамеру с дополнительным оборудованием. Плюс мы никому не мешаем, если съемка идет там, где работает много людей. А еще есть места, где просто невозможно договориться, и мы заходим туда с фотоаппаратами и делаем вид, что ничего не происходит, при этом снимаем выпуск. Но 90% съемок происходят, конечно же, по договоренности.
Из-за того что мы постоянно в командировках, для нас важно то количество аппаратуры, которое приходится носить с собой. К тому же съемочная группа не всегда ездит на заказном транспорте, это может быть и общественный, мы часто ходим пешком, поэтому отказываемся от тяжелой техники – стедикамов, видеокамер, света. Это не оправдывает себя».
Вторая часть семинара была посвящена аксессуарам для фотоаппаратов и камер. Возможность познакомиться с новинками гостям предоставила компания MacHOUSE. Оператор Сергей Галушка наглядно продемонстрировал «Джентльменский набор video maker», куда вошло множество аксессуаров разных мировых брендов, c подробным рассказом об их преимуществах, и дал советы, как научиться фирменной «стедикамовской» походке оператора. Среди продемонстрированных аксессуаров: штативы компании Manfrotto; дождевики, чехлы, сумки и водонепроницаемые рюкзаки для фотоаппаратов и камер от KATА; плечевые опоры; водонепроницаемые чехлы для подводной съемки компании Evamarin; устройства для калибровки мониторов Spyder; фильтры Tiffen и другое.
Семинар «DSLR съемка и монтаж» посетили режиссеры, операторы, фотографы, журналисты и студенты.
Автор: Лилия Зинченко