По итогам 2009 года пять российских картин вошли в десятку лидеров проката («Обитаемый остров. Фильм первый», «Любовь-морковь 2», «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба», «Стиляги»), а доля отечественного кино в кассовых сборах достигла 23.9%.
В марте 2010 года система госфинансирования была реформирована и был создан Фонд Кино (ФК), который распределил почти $100 млн среди компаний-лидеров на производство российских фильмов. Хотя зачем кинокомпаниям невозвратные деньги, если они и так лидеры? В результате доля отечественного кино в кассовых сборах за 2010-2012 годы не поднималась выше 15%, и при этом касса кинопроката России приносила каждый год более $1 млрд. В этом году доля российского кино также ожидается в пределах 14-15%. В том же 2010 году ФК утвердил список 13 социально-значимых проектов, из которых девять были сняты, а судьба ещё четырёх никому не известна.
[SIZE=3]Рассмотрим коммерческие достижения этих 9 проектов в кинопрокате России:
[COLOR=#2E2E2E]- «Август. Восьмого» (бюджет — $19 млн, сборы — $10 млн)
- «Орда» (бюджет — $13.5 млн, сборы — $2.8 млн)
- «Гагарин. Первый в космосе» (бюджет — $9.5млн, сборы — $1.1 млн)
- «Василиса Кожина» сменила название на «Василису» (бюджет — $7 млн), но у неё до сих пор нет прокатчика
- «Сокровища О.К.» (бюджет — $6 млн, сборы — $1.4 млн)
- «Сибирь. Монамур» (бюджет — $3.5 млн. сборы — $20 тыс.)
- «Дикое счастье» поменял название на «Золото» (бюджет — $3 млн), но у него до сих пор нет дистрибьютора
- «Тихая застава» (бюджет — $2 млн, сборы — $220 тыс.)
- «Калачи» (бюджет — $1.5 млн, сборы — $15 тыс.)
- «Охота на крокодилов» (бюджет — $10 млн) из-за бесконечных судов вряд ли когда-нибудь будет закончен.[/COLOR]
[/SIZE]На производство этих социально-значимых картин ФК выделил $75 млн, а заработали они в кинопрокате нашей страны чуть менее $16 млн. Из этой суммы половину забирают кинотеатры, и ещё 15-20 % прокатчики. То есть ФК профинансировал из нашего с вами кармана изначально убыточные проекты.Они не только не стали лидерами проката, но и не окупили собственное производство.
В 2011 году социально-значимыми проектами ФК назвал следующие картины:
- «Фауст» (бюджет — $14.5 млн, сборы — $800 тыс.)
- «Иван Поддубный» (бюджет — $12 млн, нет ни даты выхода, ни прокатчика)
- «Восьмёрка» Алексея Учителя (бюджет — $5 млн, выход в прокат – 9 января 2014 года)
- «Географ глобус пропил» (бюджет — $4 млн, выход в прокат – 7 ноября 2013 года)
- «Weekend», рабочее название «Лифт» Станислава Говорухина (бюджет — $3 млн) у которого нет ни даты выхода, ни дистрибьютора. Зато есть саркастический смех зрителей на последнем «Кинотавре»
- «Искупление» Александра Прошкина (бюджет — $2.5 млн, сборы — $40 тыс.)
- «Самоубийцы» как социально-значимый проект (!?) получила деньги только на рекламное продвижение в прокате (бюджет — $0.8 млн, сборы — $2 млн), и она стала прибыльной уже после кинотеатрального показа.
Судьба ещё четырёх социально-значимых проектов ФК 2011 года неизвестна. 28 октября 2011 года в ИТАР-ТАСС всем известные представители «лидерских» компаний заявляли: «Государству удалось создать прозрачную и эффективную систему распределения средств господдержки, все фильмы, на которые выделяются средства, выходят на экран (?) и получают достаточно широкий прокат. Отсутствуют (???) примеры выделения средств на картины, которые в итоге не доходят до зрителя. Качество российского кино (внимание!) улучшается и сравнялось с качеством среднего зарубежного кинопродукта».
В итоге в 2012 году по результатам кассовых сборов ни один (!) российский фильм не был в десятке лидеров проката (мультфильм «Три богатыря на дальних берегах» основную сумму денег собрал уже в 2013 году), деятельность ФК была признана Счётной Палатой непрозрачной и неэффективной. Сергея Толстикова, который только к концу своего «правления» стал немного разбираться в кинобизнесе, сменил Антон Малышев, на счету которого аж 8 полнометражных картин, из которых лишь две добрались до кинопроката (их совокупные сборы — $475 тыс.). Вы думаете что-нибудь изменилось в самом ФК? Лишь только то, что члены экспертного совета ФК сами себе выделяют деньги, являясь в большинстве своём не продюсерами в западном понимании этого слова, а посредниками между госденьгами и производством ленты.
На совещании в Сочи по проблемам отечественной кинематографии в мае 2013 года президент Владимир Путин сообщил, что только на производство российских лент за последние 10 лет государством было выделено почти $2 млрд (58 млрд рублей). А где же результат? Пока только одна (!) крупнобюджетная картина стала прибыльной в 2013 году – спортивная драма «Легенда №17» (бюджет — $13.5 млн, сборы — $30 млн, включая Украину). Остальные 25 картин, снятых на госденьги, провалились в прокате. Второй (бюджет — $12 млн, сборы в прокате, включая зарубежный — $31 млн)была в 2011 году ретродрама «Высоцкий. Спасибо, что живой». Остальные 58 отечественных прибыльных фильмов за всю историю российского кинобизнеса из 1150 выпущенных в кинопрокат были сняты при минимальной ($1 млн) или вообще без поддержки государства. И вообще бюджет производства картины не самое главное для создания нормального кино. Комедийная драма «Пыль» Сергея Лобана была снята в 2005 году за $3 тыс. , а собрала в прокате одной копией $24 тыс. Всенародно любимый «Бумер» (бюджет — $0.7 млн) заработал в прокате 59 копиями $1.7 млн и эта лента была продана 15 млн (!!!) копиями в форматах VHS и DVD на общую сумму $20 млн! Но наше государство так успешно боролось с видеопиратством, что рынок физических носителей видео в стране практически исчез, чего не скажешь о рынке DVD-продаж в США и Западной Европы.
Три последние года (2010-2012) количество зрителей в наших кинотеатрах не увеличивалось, а с этого года оно начало сокращаться, в том числе и из-за недоверия к российскому кино. И никакие блокбастеры типа «Сталинграда» (бюджет — $40 млн или 1 млрд 250 млн рублей) и «Вия в 3D» (бюджет — $30 млн) его не вернут. Говорить об окупаемости этих проектов даже не приходиться. Самый кассовый российский фильм, и он же является самым рентабельным, комедия «Ирония судьбы. Продолжение» собрала в новогодние (самое «хлебное» время для российского кино) праздники почти $50млн при бюджете $5 млн. Тем временем «обновлённый» ФК раздаёт госденьги на такие проекты как «Чайковский», «Маяковский» и «Первая Мировая война». Кто будет смотреть эти ленты в наших кинотеатрах, если вообще они будут запущены? Для кого снимают наши режиссёры, знают ли они своего зрителя? Вряд ли. Вместо того, чтобы ФК подумать о продвижении российского кино и его рекламе в кинотеатрах, он просто распределяет госденьги по распоряжению министра культуры, взяв на себя функции Министерства финансов. Неужели печальный опыт неэффективной работы ФК за предыдущие три года ничему не научил наших чиновников от кино? Халявные деньги от государства развратили наших продюсеров настолько, что они в большинстве своём снимают только провальные картины, не заботясь ни о качественной или хотя бы даже коммерческой составляющей.
Наших продюсеров не интересует конечный результат их «труда», потому что они зарабатывают на производстве фильма. «Если моя картина соберёт кассу, «выстрелит» в прокате, то хорошо, если нет, то государство через три года мне всё равно выделит деньги на производство следующей ленты», — сказал в приватном разговоре со мной очень известный продюсер.
В США после провала «Джона Картера» и «Турбо» тут же были уволены президенты по маркетингу WaltDisney и Dream Works соответственно. У нас же, как всегда, свой особенный путь развития в кинематографе. Как отметил наш министр культуры: «Россия занимает первое место в мире по объёмам затрат на собственное кинопроизводство». Забыв добавить при этом, что последнее место — по рентабельности и окупаемости этого кинопроизводства. Если в ближайшее время государство не изменит экономическую модель финансирования отечественных фильмов, то его доля в кассовых сборах кинопроката продолжит уменьшаться, и российской киноиндустрии придётся со вздохом вспоминать 2004 год, когда доля нашего кино в кинопрокате России составляла почти 30%.