Использование дополнительного освещения в съемке

Давно хотел вынести эту тему в отдельную, потому что она периодически всплывает в разных уголках форума и заслуживает, на мой взгляд, к себе самого пристального внимания.
Давайте попробуем здесь поговорить об использовании на камерного света, а так же обо всех других дополнительных источниках света, которые мы применяем в своей работе. Когда я снимал камерой Panasonic M3000, всегда радовался, что в комплекте с ней шел 10-ваттный светильник, который решал все проблемы освещения даже в кромешной темноте. В самом деле, выше названная камера имела минимально 1 Люкс и справлялась на тот момент с любой внештатной ситуацией. Прошли годы, я повзрослел, поумнел и стал видеть, что лобовой свет ничего хорошего в съемку не привносит, а наоборот, делает картинку плоской и пластилиновой. Это как в фотографии, когда все начинающие применяют лобовую вспышку и радуются, что фотки получились резкими и четкими, забывая о том, что яркая лобовая вспышка начисто убивает всю художественность снимка.
В общем, давайте поговорим о собственном опыте использования дополнительного освещения: кто каким светом пользуется, куда его ставит в разных ситуациях и при различных жанровых работах. Конечно, в первую очередь интересует свадебный опыт, а так же способы расстановки света в детских садах, школах, корпоративах и юбилеях.

7 Likes

Когда работал на Sony 2100, то дополнительное освещение применял только в темных залах или в темное время суток. Но с переходом на full hd, проблема освещенности стала намного более актуальной. Проблему отчасти решил применением более светосильной оптики. Светить “в лоб” было всегда не самым лучшим вариантом. Такое решение оправдано лишь на ночных съемках, или в очень темных залах. Но отчасти и эту проблему стараюсь решать по другому. Приобрел стойку и на нее устанавливаю дополнительный свет. Вот в данный момент монтирую интервью деток в детском саду. В качестве примера освещения приведу несколько скриншотов из таймлайна. (Скриншоты без цветокоррекции и т д. Выложено, как снято) Снято на sony vg-20, с применением объектива МИР 24-Н В качестве дополнительного освещения применил светильник LED-160, установленный на стойку справа от ребенка. Свет от него падал справа и немного сверху. В качестве дополнительной подсветки использовался на камерный светильник Bower, димер скручен на минимум. Так же в помещении присутствовал естественный свет от окон, за спиной оператора.

6 Likes

Недавно снимал выпускной концерт в музыкальной школе.Зал полутёмный,уличное освешение практически не попадает из окон.
Но самое интересное что у них в школе проблема с эллектричеством.Оно эллектричество есть,но им пользоваться не дают:smile_bl:,
оказываеться у них месечный лимит света,и всё что нагорит больше лимита они плотят из своего кармана.:smile_ai:
А хотелось раставить как минемум пару галогенных строительных светильников, но не судьба… .
Вообщем хорошие и правельные порывы спотыкаються на непонятные гос правила или ещё не понятно на что.
Да,чуть не забыл,обошолся накамерником светодиодным и на штативе поставил галогенку 12вольтовую 50 Вт и питал её 14 амперным аккамулятором-кирпичём.

6 Likes

Я на заре своей “творческой деятельности” пользовался подобным светом, только светодиодных люстр тогда еще не было. Цеплял аккумулятор на пояс, и от него тянулись провода к накамерному свету. 2 галогенки по 20 Вт. Ох и неудобно же было)))

4 Likes

Гена, я по сей день использую накамерник. Имя ему - Led Z96
Использую в исключительных случаях (когда люди выходят на фейерверк, или в зале убирают в ноль свет на определенное время (выносят детский торт и т.д.)
Правда оговорка: именно для того, чтобы не делать картинку плоской, я накамерником “подсвечиваю” а не освещаю. Т.е. вытягиваю “провалы”, оставляя объект съемки примерно на том же уровне, что и прежде, просто с появлением ан нем деталей. :slight_smile: В остальном возможностей камер и их светосильной оптики хватает!

4 Likes

Я на видео которые выкладывают форумчане, в моментах сборов невесты и жениха вижу ,что включен накамерный свет(отражение от мебели еле уловимое,на монтаже это все убирают), вроде естественного света в комнате много, но всё равно используют. Мне кажется картинка от этого выигрывает, кто поделится опытом?

3 Likes

В последнее время мы полностью отказались от того, чтобы пользоваться накамерником в лоб, потому что он просто убивает картинку и привлекает к себе много не нужного внимания окружающих. Но сказать, что мы не используем дополнительный свет - это покривить душой. Эти светильники мы используем в качестве самостоятельных источников освещения, которые расставляем по-периметру места съемки. Но все больше и больше убеждаюсь в том, что наличие хороших светосильных стекол решает проблему слабого освещения гораздо лучше и радикальнее, чем наглый лобовой свет. При использовании хорошей и светлой оптики свет нужен уже не просто для того, чтобы тупо осветить все снимаемые объекты, а для художественных решений того или иного кадра. Да и лишнее привлечение к себе внимания при съемке репортажа не идет на пользу материалу.

3 Likes

Гена, а если громадный зал, то наши 160е светильники слабоваты оказываются. Не достают они туда, куда нам хочется.

4 Likes

Это хорошо, когда есть достаточное количество стационарных светильников и есть возможность их установки. Но все это применимо при условии, что заранее определено место съемки, некая площадка, которая должна быть освещена. А если это репортаж(выкуп, к примеру, поиски украденной невесты по закоулкам и т.п.) с резкой сменой места и освещенности, то тут уж выбирать не приходится. Естественно, стараешься не делать резкое пятно, а только “подсвечивать”, как говорит
WishMaster. Пусть картинка будет лучше темновата, это даже подчеркнет окружающую действительность.
Сейчас пользуюсь LED 160, легкий и удобный, без мешающих проводов. А “Арина” с “кирпичом” в сумке достается только время от времени в качестве мобильного рисующего света для фото.

5 Likes

Ребята, у нас тоже эти самые пресловутые Led-ы 160, которые мы ставим на стойки. И на выкупе в подъездах мы их тягаем, и в ресторанах и кафе ставим, невзирая на размер помещений. Я уже говорил, что лучше всего иметь запас светосилы за счет светлого объектива или хорошего рабочего ИСО, которые позволят в нужный момент сделать нормальную картинку даже при свете одной свечки. Забыл добавить, что говорю сейчас о сьемке DSLR, на камеры с одним объективом это не распространяется.

4 Likes

Это сколько же человек одну свадьбу “работает”? Мне кажется, одному оперу такое не под силу. Не, я не спорю, раз говоришь, значит так и есть. Просто мне трудновато все это представить, сопоставляя с условиями, в которых снимаю сам. Конечно, стекла у ДСЛР-щиков другие. Но и они не всесильны. Я говорил именно об условиях, где не возможно заранее выставить свет.

2 Likes

У меня оператор есть, знакомый, так он вообще не чувствует меру, насколько “лупить” можно в человека светом, в зависимости от расстояния. Так вот частенько бывают ситуации, когда он светит в лоб, и в лоб хотят треснуть ему :smiley:

Ген, и все же мне кажется, что подсвечивать нужно иногда. Есть ситуации, когда объект в тени, и при этом, сзади яркий фон. Ни одно стекло, ИМХО, не проресует так как нужно в этой ситуации. И лицо будет “провальным”

Леш, а в чем она выигрывает? На мой взгляд, в помещении она будет проигрывать ВСЕГДА. А вот на улице, да, подсветить тени будет весьма уместно!

4 Likes

Работаем сейчас в основном втроем, по-другому уже не хочу. Не смотря на громкие заявления некоторых коллег о том, что можно и в одну камеру снять не хуже, чем в две или три, не соглашусь, но спор на эту тему затевать не буду. Дороже? Да, дороже, но когда людям показывешь разницу или отправляешь к “мастерам однокамерной сьемки” они часто возвращаются, понимая, что их не обманывали, говоря, что результаты очень разнятся и не в пользу однокамерки. Стало меньше заказов? Не спорю, меньше! Но всех денег не заработаешь! А по-поводу светосильных объективов - даже при выключенном свете в ресторане и работе одной только цвето-световой установки вполне хватает для качественной картинки…

4 Likes

Гарик ,мне кажется моя камера (панасоник 900)снимает слишком тускло, и мне всегда хочется буйство красок

Думаю картинка более киношная(правильная,проффесиональная), но как говорит моя жена"вы делая киношный цвет думаете ,что это правильно,на самом деле это всё не естественно". Гена выше написал "есть отличие между видеокамерой и фотокамерой ,что DSLR свет мало нужен,думаю куплю фотик буду говорить так же:).

1 Like